На пленарном заседании международной промышленной выставки «Иннопром» (проходила в середине июля в Екатеринбурге) премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил о расширении финансирования программ обратного инжиниринга. Только в июле на эти цели предлагается выделить дополнительно до 2 млрд рублей. Обратный инжиниринг — он же обратное проектирование, он же — реверс-инжиниринг — процесс разработки конструкторской документации (КД) на основе исходных данных, полученных в виде изучения готового образца изделия. То есть КД не разрабатывается с нуля, а восстанавливается по образцу путем снятия с него размеров, выяснения принципов работы и изучения других его параметров. Иными словами, возьми известное и хорошо работающее устройство, прибор, материал, разбери его на детали, изучи состав и сформируй конструкторскую документацию на его производство. А по этой документации можно начинать производить полный или близкий аналог исходного изделия.
Такой подход намного проще, чем собственная разработка с нуля. Вообще говоря, этот подход не очень приветствуется в мировой практике, но он реально существует, причем в больших объемах. Довольно долго этим занимался Китай, что позволило ему по множеству товаров и изделий догнать уровень мировых лидеров и сейчас успешно с ним конкурировать. Причем сейчас Китай уже пошел дальше и подавляющее большинство своей продукции уже разрабатывает сам. Примеров обратного инжиниринга было немало и в Советском Союзе. Особенно в области электроники, в которой мы сильно отставали. В постсоветское время разговоров об обратном инжиниринге было очень мало, можно было либо купить лицензию на производство нужного товара, либо вообще пригласить в нашу страну оригинального производителя, пусть производит в России. Так, например, поступили с автопромом, да и не только с ним. И все было неплохо, пока не случились международные санкции…
Тут выяснилось, что многое мы самостоятельно производит не можем. В том же автопроме начались проблемы. По большей части даже для «чисто отечественных автомобилей» внушительная доля запчастей была импортной, и российских аналогов у нее не было. Чтобы восстанавливать и развивать собственное производство нужно учиться делать большое количество самых разных товаров и изделий. Вот тут и вспомнили про обратный инжиниринг. Изучаем исходный товар, смотрим из чего он состоит и как устроен и начинаем выпускать максимально близкий аналог. На это и рассчитывает правительство РФ. И готово выделять на это деньги из бюджета!
А что же полиграфия? Обратный инжиниринг в полиграфии в советское время был неплохо развит. Много чего удавалось вполне успешно копировать и производить в тираже. Так может в связи с почти полным запретом поставок полиграфического оборудования и материалов из развитых стран вернуться к этой практике. Рассуждения на эту тему мы уже публиковали в одном их прошлых номеров журнала «Формат». Сейчас возникло желание порассуждать целесообразно ли запускать обратный инжиниринг в области полиграфии, и если да, то какие товары целесообразнее всего осваивать.
Ситуация текущего момента состоит в том, что вопросы параллельного импорта и поставки из дружественных стран во многом ликвидировали напряженность в вопросах снабжения полиграфической отрасли. А отрасль эта имеет очень важное значение. Это и образование, и продовольственная безопасность, и средства информации в конце концов. Обойтись без полиграфии на текущем этапе развития человечества не получится. Но параллельный импорт и поставки из дружественных стран это все-таки пол дела. А что если все эти каналы удастся перекрыть? Желание такое у организаторов санкционного давления есть. Наверное, на все 100% это сделать не получится, но стоит отрезать Китай, и в российской полиграфии будут серьезные проблемы. А значит думать о развитии производства всего необходимого внутри страны все же надо.
Причем здесь ситуация распадается на две разных задачи: обеспечение ежедневных потребностей типографий и обеспечение перспектив развития типографий на обозримое будущее. Первое связано с наличием всех необходимых расходных материалов, второе с возможностью обновлять парк оборудования по мере его износа. Попробуем рассмотреть все эти вопросы по очереди.
Как известно, в последние годы доля запечатываемых материалов общей стоимости полиграфической продукции все время возрастала. Связано это было с множеством разных факторов, и сейчас их анализ не предполагается. Важно понимать, что в среднем 40–70% стоимости полиграфической продукции приходится на запечатываемые материалы. И если их не будет, то говорить о печатном бизнесе вообще не приходится. Бумага, картон, полимерные пленки для упаковки, самоклеящиеся материалы на всем этом типографии активно печатают продукцию. И надо отметить, что доля отечественных запечатываемых материалов в последние годы существенно выросла, а после введения санкций этот рост только ускорился. Бумагу в нашей стране производили даже в самые сложные годы. И хотя бумажные фабрики аккуратно перешли в собственность иностранных компаний, унести их с собой они не смогут. И производить бумагу фабрики будут. Упаковочный картон так же успешно осваивается и российскими, и белорусскими производителями. Отечественных полимеров уже сейчас довольно много. И объемы производства растут. С самоклейкой ситуация сложнее, но и ее производство осваивается в объемах. И хотя сейчас в общем объема запечатываемых материалов доля импорта еще достаточно велика (в основном из Китая), катастрофической ситуации в случае остановки этих поставок не будет.
Краски, лаки, формные материалы, смывки, офсетные полотна и многие другие материалы для повседневной работы в Россию импортируются. Есть отдельные локальные производства некоторых видов расходных материалов, но этого явно недостаточно.
Возможно ли производство полиграфического оборудования в России? Вопрос очень непростой. Современное полиграфическое оборудование стоит на стыке сложнейшей механики, электроники, оптики, лазерных технологий, информационных технологий. Полиграфическое оборудование сложное, дорогое, при этом относительно малотиражное. Например, в России в лучшие годы потреблялось не больше 60–70 офсетных печатных машин. В последние годы спрос скатился до 20-25 машин. Затевать производство сложнейших видов оборудования ради такого количества произведенных экземпляров нет никакого смысла. Это во-первых.
Во-вторых, в России практически нет производств, на которые можно опереться. Практически нет своих процессоров, мало собственной электроники, совсем мало лазерной техники. Да и среднестатистическая металлообработка у нас не самая лучшая. А для печатных машин нужно не просто электроника или оптика, нужны специальные высокоточные заказные изделия. Впрочем, и ведущие мировые производители «собирают» для своих машин необходимые комплектующие по всему миру. Никто не делает сам 100% своей машины. Внутри России гарантировано не удастся найти все необходимое.
И такая ситуация практически со всеми видами полиграфического оборудования. Затевать сложное производство ради небольшого тиража вряд ли кто-то захочет. Да еще и комплектующие придется искать по всему миру, точнее там, откуда удастся привезти. Так что в России пока возможно только производство относительно простого пооперационного малоавтоматизированного оборудования. И такое производство в России есть, хотя его и немного. Обеспечить отрасль всем необходимым оно конечно не сможет. В основном речь может идти о несложных послепечатных устройствах, а также относительно простых флексографских машинах, производство которых в России уже запускалось и было даже вполне успешным. Но оно держалось на связах с западом, именно оттуда приходили многие комплектующие и запчасти. Было даже производство простых офсетных машин для газетной печати. Но это все равно лишь малая толика всего необходимого.
В общем, с обратным инжинирингом в российской полиграфии ситуация следующая — его, конечно, можно выполнить для любого вида оборудования или материала. Но в большинстве случаев смысла в нем не видно. Даже если удастся разработать конструкторскую документацию на самую современную (или наоборот не современную) единицу оборудования, запустить ее серийное производство скорее всего не получится, слишком малы тиражи. А делать единицу полиграфической техники как штучное заказное производство (по сути, изготовление пробного экземпляра) тоже нет смысла, оно окажется «золотым». Впрочем, есть вполне здравый смысл запускать производство российских расходных материалов. Там есть объем потребления, и для многих производств не нужны громадные инвестиции. И там обратный инжиниринг вполне может пригодиться. Ну а с оборудованием мы перспектив не видим…
Впрочем, может мы чего-то не знаем, и часть средств, выделяемых правительством, пойдет на разработку чего-то нужного для российской полиграфии. Хотелось бы надеяться…
Источник: printdaily.ru
По вопросу подбора и приобретения оборудования просим обращаться по телефонам +7 (3852) 501-667, 501-664 или по электронной почте print@galex.ru |