Мероприятие Canon Future Book Forum традиционно проводится в демонстрационном и исследовательском центре Canon Customer Experience Center, расположенном в муниципалитете Пойнг на окраине Мюнхена. В 2021 г. формат мероприятия был виртуальным, таким же, как и за год до этого. Просторное помещение, где выставлены системы промышленной печати, разработанные подразделением Canon Production Printing, в этот раз выполняло задачу с которой успешно могла справиться даже крохотная телевизионная студия. Печатные модули высокоскоростных ЦПМ использовались как декорации, на фоне которых хозяева и приглашенные гости общались друг с другом. У зрителей, следивших за онлайн-трансляцией форума на экранах своих мониторов, возможности общаться между собой не было. Однако они могли комментировать происходящее и задавать вопросы через ведущего, в роли которого выступил Питер Фиск — спикер, автор, и эксперт-консультант с мировым именем, хорошо знакомый тем, кто посещал предыдущие Future Book Forum.
Питер Фиск, ведущий Canon Future Book Forum
Питер Фиск начал вступительную часть с объявления о том, что в этом году на форуме виртуально присутствует 850 участников из 72 стран мира, включая такие далекие регионы, как Филиппины, Индонезия, Австралия, Бразилия и Перу. Настолько обширную географию еще не удавалось охватить ни одному из предшествовавших мероприятий. Представляя основную тему форума, ведущий отметил, что, прошедший год стал годом невероятных перемен и инноваций. Изменения, вызванные пандемией COVID-19, затронули почти все отрасли экономики. Многие из них были непростыми и произошли очень стремительно. Так, например, по словам представителей розничной торговли, за первые 8 недель пандемии эта отрасль изменилась больше, чем за предыдущие 10 лет. Большие изменения также случились в таких важных секторах, как здравоохранение или энергетика. Что касается производства бумажных книг, отрасли с совокупным оборотом более 100 млрд. долл., то, к сожалению, серьезных изменений или роста по итогам прошедшего года в ней не наблюдается. Это ставит перед издателями и типографиями закономерный вопрос: где найти инновации, способные обеспечить книжному бизнесу дальнейшее развитие и рост? Также нужно учитывать, что развитие бизнеса в современных условиях обязано быть устойчивым: снижать негативную нагрузку на окружающую среду и усиливать позитивное воздействие на общество. Иначе говоря, инновации должны не только обеспечить трансформацию книгопечатания, но и сделать окружающий мир лучше.
Как и в предшествующие годы, компанию Canon на форуме официально представлял Петер Вольф, сейчас занимающий должность старшего вице-президента по решениям для промышленной печати. Он рассказал, что корпоративная философия, которой руководствуется компания Canon с 1988 г., лучше всего описывается парой японских слов, звучащих как «Киосэи». Это переводится, как «дух сотрудничества» — стремление жить и работать сообща на общее благо, невзирая на цвет кожи, вероисповедание или культурные традиции. Философия Kyosei лучше всего отражает подход компании Canon к решению задач устойчивого развития.
По наблюдениям Петера Вольфа, сегодня многие типографии стали относиться к теме устойчивого развития более серьезно и ответственно. Раньше владельцев печатных машин интересовало только, как сделать продукцию более экологичной и не потерять при этом прибыль. Теперь же представления полиграфистов об устойчивом развитии включают более масштабные планы реорганизации бизнеса, требующие внедрения передовых технологий и инновационных решений. К таким технологиям относится цифровая печать, способная существенно помочь в трансформации бизнеса книжных типографий.
Ключевой доклад Future Book Forum 2021 был озвучен Джессикой Лобо — руководителем программы по достижению глобальных целей в сети Глобального договора ООН в Великобритании. В своем выступлении она рассказала о 17-ти целях устойчивого развития (сокращенно ЦУР), утвержденных на саммите ООН в сентябре 2015 г. Они лежат в основе глобальной программы преобразований в интересах мира, процветания людей и планеты, рассчитанной на период до 2030 г. Среди ЦУР есть как гуманитарные цели (ликвидация нищеты и голода, повышение качества жизни и образования, достижение гендерного и прочего равенства, мира правосудия и т.д.), так и экологические инициативы (ответственное производство и потребление, борьба с изменениями климата, сохранение экосистем моря и суши).
Доклад Джессики Лобо
Все государства-члены ООН, среди которых как развитые, так и развивающиеся страны, обязались вести деятельность, необходимую для достижения 17-ти ЦУР к 2030 г. Однако участие в программах устойчивого развития не ограничено уровнем правительств и официальных представительств. Приветствуются любые усилия, способствующие скорейшему достижению целей устойчивого развития. Если говорить об издательствах и редакциях, то в их силах осуществлять просветительскую деятельность, распространяя информацию о ЦУР среди широких слоев населения. Медиа-компании, желающие заниматься подобными вещами на официальном уровне могут присоединиться к Издательскому договору ЦУР — инициативе оформленной в 2020 г. на книжней ярмарке во Франкфурте.
В докладе Джессики Лобо было особо подчеркнуто, что процесс достижения целей устойчивого развития включает не только обязательства и ограничения. Он также предлагает множество возможностей для инноваций и роста бизнеса, в направлениях прямо или косвенно связанных с ЦУР ООН.
Второй доклад Future Book Forum 2021 описывал как инновационный бизнес, связанный с книгами, может быть одновременно успешным и социально-значимым. С ним выступил Энди Хантер — генеральный директор и основатель платформы Bookshop.org. Он стал первым из выступавших, кто участвовал в мероприятии «удаленно», физически находясь за много тысяч километров от Мюнхена — в Нью Йорке. Сначала Энди рассказал о причинах возникновения Bookshop.org. Согласно тенденции, проиллюстрированной графиками и цифрами, к 2025 г. 80% американского книжного рынка будет принадлежать компании Amazon. Уже сегодня этот онлайн-гигант осуществляет более 50% продаж книг на территории США, причем ежегодно его доля увеличивается на 6-8%. Параллельно с ростом оборота Amazon падают объемы продаж книг через розничные магазины. За 10 лет с 2010 по 2019 гг. (еще до коронакризиса) падение продаж в этом сегменте превысило 7 млрд. дол. а это почти половина их совокупного оборота. Миссия, ради которой Энди Хантер создал Bookshop.org, — помешать Amazon превратиться в безальтернативного монополиста. Книги определяют мысли и поступки людей, поэтому нельзя позволить одной компании полностью контролировать их продажи в стране. Кроме этого, небольшие розничные магазины и лавки являются важной частью книжной культуры, которую важно сохранить от полного исчезновения.
Источник: www.printdaily.ru