Какие задачи решает «цифра», или Бизнес в рамках офсетной типографии

Какие задачи решает «цифра», или Бизнес в рамках офсетной типографии

Вопрос о том, нужна ли традиционной офсетной типографии цифровая печатная машина, пожалуй, уже не стоит. За последние десятилетия «цифра» заняла вполне уверенное положение в традиционной полиграфии, и рынок в целом признал ее необходимость, а потому все большее количество офсетных типографий приобретают цифровое печатное оборудование. Несмотря на это ряд руководителей офсетных производств, где установлено оборудование для цифровой печати, до конца не могут оценить эффективность ее существования ни с технологической, ни тем более с финансовой стороны. Для чего нужна цифровая печать и какую функцию она выполняет в общей структуре бизнеса офсетной типографии, мы постарались разобраться в данной статье.

Повод для покупки «цифры»

Не так давно нам довелось побывать в крупной немецкой типографии Multi Packaging Solution, занимающейся крупнотиражным производством премиальной упаковки в первую очередь для парфюмерии и косметики. На предприятии работают несколько офсетных печатных машин последнего поколения формата 70x100 см с количеством печатных секций от 8 до 12, оснащенные двумя секциями лакирования. Некоторые из машин подготовлены под УФ-печать на металлизированном картоне. У типографии хорошая загрузка, бизнес стабилен и развивается. И вот в конце 2017 г. здесь устанавливают новейшую цифровую машину Heidelberg Primefire 106, в которую инвестировали около 3–4 млн евро (точная сумма не называется). Разумеется, у гостей типографии возникли вопросы: «Для чего вам такая машина?», «Что вы будете на ней печатать?» Как выяснилось, ответить на эти вопросы руководству компании оказалось непросто.

«Мы решили попробовать рынок», — обтекаемо ответили в типографии. Но такой ответ гостей не удовлетворил. Все-таки сумма инвестиций весьма внушительная для того, чтобы «просто попробовать». Начались прямые вопросы: «У вас есть заказы на малотиражную упаковку?», «Вы планируете печатать персонализированную/вариативную упаковку?», «Заказчики требуют сократить сроки производства?» и т. д. То есть все преимущества цифровой печати, которые могли прийти на ум, были перечислены. Однако, как отметили в типографии, «при приобретении цифрового оборудования мы об этом не задумывались, а сейчас пробуем разные возможности, в том числе и такие, о которых вы спрашиваете».

При детальном обсуждении можно было сделать вывод, что главная причина покупки машины — повышение качества сервиса и лояльности клиента. Полиграфический рынок в Европе сильно конкурентный. Все умеют хорошо печатать, имеют полиграфическую технику последнего поколения, уровень цен на продукцию уже давно на самом низком уровне, и дальнейшее снижение практически невозможно. А вот предложить клиенту новые виды услуг, повысить гибкость обслуживания — это серьезный аргумент в пользу типографии. Периодически у клиентов возникают нестандартные просьбы: «Мы заказали у вас многотысячный тираж упаковки, который вы обещали сделать через неделю. А можно тысячу коробок завтра?», «Для профильной выставки нам нужно по пятьсот коробок в новом дизайне, сделаете?», «Будем проводить фокус-группу в магазине, хотим попробовать упаковку с персонализацией», «Собираемся выводить наш продукт в новый регион. Нужно пару тысяч коробок на местном языке» и т. д. Все это непрофильный бизнес для крупной упаковочной типографии.

В Германии немало специализированных цифровых печатных компаний, которые легко такую работу выполнят. Но! Отпускать своего клиента в другую типографию, пусть и непрофильную, крайне нежелательно. Своего клиента нужно обслуживать самому. Вот и получается, что даже очень серьезные инвестиции делаются прежде всего с целью повышения качества сервиса. Конечно, в типографии надеются, что со временем появятся и чисто цифровые заказы (например, упаковка с персонализацией), но, даже если и не появятся, машина свою функцию все равно уже выполняет…

Такие разные применения

После посещения типографии Multi Packaging Solution возник вопрос: «А как обстоят дела в российских полиграфических компаниях?» Многие из них уже сейчас имеют цифровую печатную технику и находят ей различные применения. Однако наиболее успешный бизнес на цифровых заказах получается вести все же тем типографиям, у которых нет офсетной печати или «цифра» полностью отделена от офсета — по сути, работают два предприятия независимо друг от друга: одно — офсетное, другое — цифровое. А если цифровая печать присутствует внутри офсетной типографии, то многие руководители отмечают, что получить хорошую финансовую эффективность от «цифры» сложно. Менеджерам по работе с клиентами гораздо выгоднее принимать дорогие офсетные заказы и не очень напрягаться в области более дешевых цифровых. Трудоемкость по работе с заказчиком примерно одна и та же, а доходность совсем разная. Поэтому использование цифровой печати в офсетной типографии нужно рассматривать с другой точки зрения.

  • Повышение уровня сервиса. Об этом шла речь выше в примере о типографии из Германии. Практически в любой офсетной типографии можно найти задачи для цифровой печатной машины. Например, изготовить сигнальные экземпляры будущего журнала или каталога. Пару десятков таких изделий можно отпечатать с помощью «цифры» практически сразу при приеме заказа у клиента. Это даст заказчику возможность увидеть и лучше понять, что за продукт у него получится, и при желании показать его своему руководству или предъявить наиболее нетерпеливым получателям. Изготовление сигнальной продукции вряд ли можно сделать бизнесом и брать за это деньги с клиента. Но сделать такой «подарок» серьезному издателю, который разместил большой тираж журнала, может быть весьма полезным для поддержания хороших отношений и повышения лояльности.
  • Изготовление непрофильной продукции. Многие заказчики воспринимают слово «типография» однозначно: «это то место, где что-то печатают, поэтому все, что мне нужно напечатать, я понесу в типографию». Вследствие этого часто возникает ситуация, когда заказчику крупного тиража коробок для конфет требуется еще несколько сотен буклетов о предприятии, пару плакатов для выставки, комплекты визитных карточек и конверты с приглашениями на ту же выставку. Можно, конечно, объяснить заказчику, что «кроме коробок, мы ничего другого делать не можем, и для всего остального нужно поискать других исполнителей», но это не самый лучший путь. Другой исполнитель может оказаться тем, кто потом заберет и основной тираж коробок. Еще один вариант — взять на изготовление всю продукцию, которую хочет заказчик, и переразместить ее в других типографиях, но это хлопотно и неэффективно. Наличие же собственной цифровой печатной машины с минимальным набором простой послепечатки в этой связи поможет. Причем здесь можно даже получить дополнительную прибыль, поскольку заказчик вряд ли будет досконально изучать рынок и пытаться понять, насколько дешево ему достанутся конверты и визитные карточки. Если удастся хорошо договориться по основной продукции, то вся мелкая вспомогательная полиграфия пойдет сама собой. Опять же возможность изготовить дополнительную печатную продукцию может быть аргументом при торговле по основному заказу.
  • Управление экономикой заказа. А вот это уже более весомая задача для цифровой печати и, пожалуй, единственный серьезный экономический аргумент в пользу цифровой печати в офсетной типографии. Тиражи у типовой продукции постепенно падают. И все чаще возникает задача напечатать такой тираж, который выполнить цифровым способом будет экономически выгоднее, чем офсетом. Раньше в офсетных типографиях использовали прием «минимальной цены», то есть по мере падения тиража цена падала, пока не доходила до «условного минимума» (как правило, определяется суммарной стоимостью приладок), ниже которого типография не готова была работать. То есть любой тираж, который меньше условного, все равно будет стоить как условно минимальный. Но развитие цифровой печати привело к тому, что этот аргумент уже работает плохо. И для успешной работы с заказчиками, которые размещают небольшие тиражи, цифровая печать необходима. Особенно важна она для типографий, печатающих малотиражные книги. Чем больше объем издания, тем больше приладок придется сделать. Для книги объемом 400–500 стр. при печати на полуформатной машине нужно сделать более сотни приладок, даже если тираж составляет всего 100 экз. В результате цена такой продукции при офсетной печати взлетит до космических высот. При цифровой печати изготовить сотню экземпляров книги такого же объема намного проще и дешевле.
  • Управление сроками. Многие типографии сталкивались с ситуацией, когда заказчик готов платить серьезные деньги, если тираж будет готов завтра к утру, причем заранее понятно, что сделать его традиционным способом к этому моменту нереально. Наличие цифровой печати в этом случае может помочь решить задачу к обоюдному удовольствию заказчика и типографии.
  • Тираж по частям. Бывает ситуация, когда у клиента срочный заказ, но он готов к тому, что продукция будет выдаваться ему постепенно, по мере печати тиража. Сделать это при помощи офсетной печати практически невозможно (снимать заказ, отпечатав только его часть, а потом снова прилаживать и продолжать печатать — это верх расточительства), а с помощью «цифры» — вполне реально. Более того, можно даже организовать печатно-отделочный конвейер. Из цифровой машины будущий журнал, каталог или книга могут выходить не только отпечатанными, но и подобранными (блок остается только скрепить), а в случае, если цифровая машина оснащена послепечатными модулями, то полностью готовыми. Соответственно, отгружать тираж заказчику можно так же постепенно.
  • Гибридные заказы. Здесь речь идет о совмещении возможностей цифровой и офсетной печати. Например, персонализацию, которую предлагает цифровая печать, не всегда выгодно использовать в явном виде. Печатать весь журнал «цифрой», если у него только первая обложка персонализирована, большого экономического смысла нет, особенно если тираж такого журнала отличен от штучного. Можно «цифрой» изготовить только обложку или те листы, где есть переменная информация, а остальное печатать традиционным способом. Обычно получается намного выгоднее. Аналогичная ситуация и с более сложной продукцией, например билетами на развлекательные мероприятия. Бланк билета печатается офсетным способом, а переменная часть впечатывается цифровым. Обычно билеты изготавливают с использованием защитных технологий, которых в цифровой печати пока еще немного, поэтому отпечатать такую продукцию полностью на цифровой машине не получится.
  • Изготовление прототипов. Существует целая группа заказов, которые прежде чем запускать в производство неплохо было бы изготовить в штучном количестве, чтобы предъявить возможному клиенту. Речь идет о реализация принципа «разработай и продай». То, что разработано, вряд ли имеет смысл печатать большим тиражом, достаточно изготовить несколько образцов (прототипов). И здесь цифровая печать очень хорошо подходит, причем вне зависимости от вида продукции, будь то классическая полиграфия (книга, журнал, проспект), упаковка или сувенирная продукция (календарь, блокнот, ежедневник и т. д.). Использование цифровой печати, скорее всего, сильно удешевит и ускорит изготовление таких прототипов, что позволит усовершенствовать работу с потенциальными заказчиками.
  • Помощь в решении технологических или организационных вопросов. Это уже совсем специфическое применение цифровой печати, но на практике оно позволяет упростить жизнь типографии. Бывают случаи, когда в результате ошибок сотрудников или форс-мажорных обстоятельств не хватает нескольких экземпляров до полного тиража, или заказчик вдруг решил, что ему нужно еще сотню журналов, или ушел в брак лист или разворот. Подобных проблем и задач в типографии может быть много, и зачастую именно цифровая печать их может помочь решить максимально доступным и простым способом.

Можно и дальше перечислять другие области применения цифровой печати в традиционной офсетной типографии. Многие полиграфические компании могут описать и свой успешный опыт использования цифрового оборудования. Однако из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для традиционной офсетной типографии цифровая печать — это в первую очередь расширение ассортимента и повышение качества услуг для собственных заказчиков, а также получение возможности эффективного управления экономикой всего производства. И лишь отчасти цифровая печать позволит выйти на новый класс заказчиков, которых в типографии раньше не было. Для активизации работы с чисто цифровыми заказами офсетной типографии придется менять схему продаж, что для многих окажется трудно решаемой задачей. Но, возможно, это и не требуется. Похоже, рассуждения о том, что в ближайшем будущем вся печать будет только цифровой, уже не так активны даже среди убежденных сторонников цифровой печати. Так что использовать качественную цифровую машину, приобретенную за разумные деньги, может практически любая офсетная типография. Работа для нее всегда найдется, пусть даже это будет не конкретный коммерческий заказ.

График количества типографий в России. Точное количество типографий в России плохо поддается учету, особенно в 1990-е гг. Тогда на рынке существовало немало предприятий, называющих себя типографиями, но при этом не имеющих ничего, кроме письменного стола. С учетом таких предприятий общее число типографий тогда приближалось к 10 тыс. Такие компании мы постарались не учитывать в нашей оценке, но гарантировать полную точность подсчетов все равно не можем. Оранжевым столбиком на графике обозначено количество полиграфических предприятий, имеющих цифровую печать в том или ином виде. Можно сказать, что за прошедшие годы цифровая печать проникла почти во все традиционные типографии. То небольшое количество полиграфических компаний, которые пока еще не имеют цифровой печати, могут являться потенциальными клиентами для производителей цифровых печатных устройств. Но при этом важно понимать, что с большей долей вероятности многим из этих оставшихся типографий цифровая печать вообще не нужна (например, крупным газетным печатникам), по крайней мере на сегодняшнем уровне ее развития. Так что сейчас главная задача всех поставщиков цифровой техники в полиграфию — это замена существующей техники на более современную и борьба за «конкурентную замену», когда вместо оборудования одного производителя появляется оборудование другого, которое для данной типографии лучше подходит

График количества цифровых типографий в России. Цифры также весьма условные, поскольку точно отделить, например, копировальный салон от цифровой типографии непросто. Но тенденция показана

Какая должна быть цифра?

На рынке присутствует большое количество машин самых разных производителей с самыми разными возможностями. И, разумеется, по самым разным деньгам. Скорее всего, для разных задач нужны разные машины. Но у них есть нечто общее, что можно объединить в понятие «цифровая печатная машина для полиграфического применения».

Такая машина должна:

  • Печатать высококачественные изображения, по всем параметрам практически не отличимые от офсетных оттисков. Только в этом случае возможно объединение листов, отпечатанных разными технологиями, в одном заказе, а также выбор технологии печати при различных тиражах, допечатка тиражей цифровым способом и т. д.
  • Печатать на самых разных материалах, причем на таких, которые обычно используют в офсетной типографии. Машина должна позволять подстраиваться под тип бумаги, на которой собираются печатать конкретный тираж.
  • Иметь возможность точного позиционирования листа перед печатью и в процессе него. Особенно это важно при изготовлении гибридной продукции, когда приходится впечатывать «цифровое» изображение в заготовки, отпечатанные на офсете.
  • Обеспечивать надежный выклад отпечатанных листов, причем они не должны деформироваться или перегреваться. Дело в том, что послепечатные процессы в офсетно-цифровых типографиях, как правило, общие, а значит, листы должны иметь точно такие же механические характеристики, как и после офсетной печати. После простых цифровых машин или МФУ запечатанные листы часто деформируются (выгибаются), что существенно усложняет их послепечатную обработку.

Возможно, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в офсетно-цифровых типографиях нужно использовать самые старшие и, как следствие, самые дорогие цифровые печатные машины. На самом деле это не так. Есть ряд параметров, которыми можно пожертвовать. Поскольку цифровые машины в таких типографиях чаще всего выполняют вспомогательную роль, можно пожертвовать производительностью. Нет необходимости также иметь множество подающих лотков, чтобы автоматически подавать сразу несколько сортов бумаги. Скорее всего, лотка для формата бумаги SRA3 для большинства типографий будет достаточно. Полезным, конечно, будет удлиненный (баннерный) формат, но он сейчас есть у большинства цифровых машин. Наверное, многие пользователи цифровых машин могут добавить к списку необходимых функций что-то свое и назвать необязательными другие опции. Но сейчас предложение цифровых машин на рынке велико, и практически любая типография может выбрать оптимальное решение.

Источник: http://www.printdaily.ru/ 

11.01.2018

Возврат к списку

Получать полезные статьи, мероприятия, кейсы, акции

Наверх

Мы используем файлы cookie, чтобы сделать работу с сайтом удобнее. Продолжая находиться на сайте, вы соглашаетесь с этим. Подробную информацию о файлах cookie можно прочитать здесь.