Вопрос о том, нужна ли традиционной офсетной типографии цифровая печатная машина, пожалуй, уже не стоит. За последние десятилетия «цифра» заняла вполне уверенное положение в традиционной полиграфии, и рынок в целом признал ее необходимость, а потому все большее количество офсетных типографий приобретают цифровое печатное оборудование. Несмотря на это ряд руководителей офсетных производств, где установлено оборудование для цифровой печати, до конца не могут оценить эффективность ее существования ни с технологической, ни тем более с финансовой стороны. Для чего нужна цифровая печать и какую функцию она выполняет в общей структуре бизнеса офсетной типографии, мы постарались разобраться в данной статье.
Не так давно нам довелось побывать в крупной немецкой типографии Multi Packaging Solution, занимающейся крупнотиражным производством премиальной упаковки в первую очередь для парфюмерии и косметики. На предприятии работают несколько офсетных печатных машин последнего поколения формата 70x100 см с количеством печатных секций от 8 до 12, оснащенные двумя секциями лакирования. Некоторые из машин подготовлены под УФ-печать на металлизированном картоне. У типографии хорошая загрузка, бизнес стабилен и развивается. И вот в конце 2017 г. здесь устанавливают новейшую цифровую машину Heidelberg Primefire 106, в которую инвестировали около 3–4 млн евро (точная сумма не называется). Разумеется, у гостей типографии возникли вопросы: «Для чего вам такая машина?», «Что вы будете на ней печатать?» Как выяснилось, ответить на эти вопросы руководству компании оказалось непросто.
«Мы решили попробовать рынок», — обтекаемо ответили в типографии. Но такой ответ гостей не удовлетворил. Все-таки сумма инвестиций весьма внушительная для того, чтобы «просто попробовать». Начались прямые вопросы: «У вас есть заказы на малотиражную упаковку?», «Вы планируете печатать персонализированную/вариативную упаковку?», «Заказчики требуют сократить сроки производства?» и т. д. То есть все преимущества цифровой печати, которые могли прийти на ум, были перечислены. Однако, как отметили в типографии, «при приобретении цифрового оборудования мы об этом не задумывались, а сейчас пробуем разные возможности, в том числе и такие, о которых вы спрашиваете».
При детальном обсуждении можно было сделать вывод, что главная причина покупки машины — повышение качества сервиса и лояльности клиента. Полиграфический рынок в Европе сильно конкурентный. Все умеют хорошо печатать, имеют полиграфическую технику последнего поколения, уровень цен на продукцию уже давно на самом низком уровне, и дальнейшее снижение практически невозможно. А вот предложить клиенту новые виды услуг, повысить гибкость обслуживания — это серьезный аргумент в пользу типографии. Периодически у клиентов возникают нестандартные просьбы: «Мы заказали у вас многотысячный тираж упаковки, который вы обещали сделать через неделю. А можно тысячу коробок завтра?», «Для профильной выставки нам нужно по пятьсот коробок в новом дизайне, сделаете?», «Будем проводить фокус-группу в магазине, хотим попробовать упаковку с персонализацией», «Собираемся выводить наш продукт в новый регион. Нужно пару тысяч коробок на местном языке» и т. д. Все это непрофильный бизнес для крупной упаковочной типографии.
В Германии немало специализированных цифровых печатных компаний, которые легко такую работу выполнят. Но! Отпускать своего клиента в другую типографию, пусть и непрофильную, крайне нежелательно. Своего клиента нужно обслуживать самому. Вот и получается, что даже очень серьезные инвестиции делаются прежде всего с целью повышения качества сервиса. Конечно, в типографии надеются, что со временем появятся и чисто цифровые заказы (например, упаковка с персонализацией), но, даже если и не появятся, машина свою функцию все равно уже выполняет…
После посещения типографии Multi Packaging Solution возник вопрос: «А как обстоят дела в российских полиграфических компаниях?» Многие из них уже сейчас имеют цифровую печатную технику и находят ей различные применения. Однако наиболее успешный бизнес на цифровых заказах получается вести все же тем типографиям, у которых нет офсетной печати или «цифра» полностью отделена от офсета — по сути, работают два предприятия независимо друг от друга: одно — офсетное, другое — цифровое. А если цифровая печать присутствует внутри офсетной типографии, то многие руководители отмечают, что получить хорошую финансовую эффективность от «цифры» сложно. Менеджерам по работе с клиентами гораздо выгоднее принимать дорогие офсетные заказы и не очень напрягаться в области более дешевых цифровых. Трудоемкость по работе с заказчиком примерно одна и та же, а доходность совсем разная. Поэтому использование цифровой печати в офсетной типографии нужно рассматривать с другой точки зрения.
Можно и дальше перечислять другие области применения цифровой печати в традиционной офсетной типографии. Многие полиграфические компании могут описать и свой успешный опыт использования цифрового оборудования. Однако из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для традиционной офсетной типографии цифровая печать — это в первую очередь расширение ассортимента и повышение качества услуг для собственных заказчиков, а также получение возможности эффективного управления экономикой всего производства. И лишь отчасти цифровая печать позволит выйти на новый класс заказчиков, которых в типографии раньше не было. Для активизации работы с чисто цифровыми заказами офсетной типографии придется менять схему продаж, что для многих окажется трудно решаемой задачей. Но, возможно, это и не требуется. Похоже, рассуждения о том, что в ближайшем будущем вся печать будет только цифровой, уже не так активны даже среди убежденных сторонников цифровой печати. Так что использовать качественную цифровую машину, приобретенную за разумные деньги, может практически любая офсетная типография. Работа для нее всегда найдется, пусть даже это будет не конкретный коммерческий заказ.
График количества типографий в России. Точное количество типографий в России плохо поддается учету, особенно в 1990-е гг. Тогда на рынке существовало немало предприятий, называющих себя типографиями, но при этом не имеющих ничего, кроме письменного стола. С учетом таких предприятий общее число типографий тогда приближалось к 10 тыс. Такие компании мы постарались не учитывать в нашей оценке, но гарантировать полную точность подсчетов все равно не можем. Оранжевым столбиком на графике обозначено количество полиграфических предприятий, имеющих цифровую печать в том или ином виде. Можно сказать, что за прошедшие годы цифровая печать проникла почти во все традиционные типографии. То небольшое количество полиграфических компаний, которые пока еще не имеют цифровой печати, могут являться потенциальными клиентами для производителей цифровых печатных устройств. Но при этом важно понимать, что с большей долей вероятности многим из этих оставшихся типографий цифровая печать вообще не нужна (например, крупным газетным печатникам), по крайней мере на сегодняшнем уровне ее развития. Так что сейчас главная задача всех поставщиков цифровой техники в полиграфию — это замена существующей техники на более современную и борьба за «конкурентную замену», когда вместо оборудования одного производителя появляется оборудование другого, которое для данной типографии лучше подходит
График количества цифровых типографий в России. Цифры также весьма условные, поскольку точно отделить, например, копировальный салон от цифровой типографии непросто. Но тенденция показана
На рынке присутствует большое количество машин самых разных производителей с самыми разными возможностями. И, разумеется, по самым разным деньгам. Скорее всего, для разных задач нужны разные машины. Но у них есть нечто общее, что можно объединить в понятие «цифровая печатная машина для полиграфического применения».
Такая машина должна:
Возможно, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в офсетно-цифровых типографиях нужно использовать самые старшие и, как следствие, самые дорогие цифровые печатные машины. На самом деле это не так. Есть ряд параметров, которыми можно пожертвовать. Поскольку цифровые машины в таких типографиях чаще всего выполняют вспомогательную роль, можно пожертвовать производительностью. Нет необходимости также иметь множество подающих лотков, чтобы автоматически подавать сразу несколько сортов бумаги. Скорее всего, лотка для формата бумаги SRA3 для большинства типографий будет достаточно. Полезным, конечно, будет удлиненный (баннерный) формат, но он сейчас есть у большинства цифровых машин. Наверное, многие пользователи цифровых машин могут добавить к списку необходимых функций что-то свое и назвать необязательными другие опции. Но сейчас предложение цифровых машин на рынке велико, и практически любая типография может выбрать оптимальное решение.
Источник: http://www.printdaily.ru/