Высшая математика: пределы и интегралы в полиграфии

Высшая математика: пределы и интегралы в полиграфии

Как формируются цены на полиграфические работы? Сколько стоит производство того или иного заказа? Это те вопросы, которые каждый раз решают типографии, рассчитывая изготовление тиража. А можно ли снизить стоимость полиграфических услуг — это уже вопрос, актуальный для заказчиков печатной продукции. На этот раз мы постараемся разобраться — существует ли предельная минимальная цена на выполнение полиграфических работ и есть ли возможность ее реально получить?

Ценовое давление

Общаясь с представителями индустрии, зачастую приходится слышать о том, что ценовое давление на типографии постоянно растет и вынуждает снижать стоимость услуг по производству того или иного вида продукции, а то и интегрально всей продукции в целом. Мы еще хорошо помним времена, когда один комплект цветоделенных форм для одной страницы журнала стоил около 50 долл., а весь комплект форм для 64-страничного издания (например, нашего журнала «Курсив») — около 3 тыс. долл. Сейчас соизмеримых денег стоит все производство журнала. И таких примеров можно привести много. Были времена, когда за одну предвыборную кампанию типография окупала приобретенное для производства оборудование (а это вполне серьезные многокрасочные печатные машины с комплектом послепечатной техники). Сейчас времена другие, и стоимость полиграфической продукции стала совсем иной. Другое дело, что, по мнению заказчиков полиграфической продукции, она все равно «очень высокая».

Особенно ярко это проявляется в сегменте печати упаковки, где ценовые войны идут наиболее активно. Объяснение этому вполне понятно. Для товаропроизводителя упаковка — это затраты. И чем серьезнее товаропроизводитель, тем объемы заказов упаковки больше и на производство тратятся более крупные суммы. Таким образом, объяснимо желание заказчиков сэкономить средства на изготовлении упаковки, поэтому на каждом новом заказе предпринимается попытка еще немного «прогнуть» типографию и еще немного снизить цены. В качестве аргумента приводятся предложение от конкурента или результаты тендера, где цена меньше. И типографии приходится цены снижать, иначе хороший клиент с большим объемом заказов может перекочевать к конкуренту.

В этой связи часто возникают вопросы: насколько реально предложение конкурента и можно ли этому вообще верить? Насколько может падать цена и есть ли предел такому падению? А если есть, то как этот предел определить и высчитать, чтобы быть к нему готовым? При обсуждении случаев, когда типографии берутся печатать за меньшую цену, мелькают фразы — «ворованная бумага», «неуплата налогов» или «неумение считать» и «скорое банкротство». Следует отметить, что подобным разговорам уже лет 15, но рынок до сих пор существует. Более того, даже работают некоторые типографии, которых когда-то обвиняли в «самоубийственном демпинге». Значит, есть механизмы, которые позволяют работать с меньшей себестоимостью, чтобы иметь возможность предоставить заказчику более низкую цену.

Стоимость листопрогона

Попробуем разобраться в таком вопросе, как стоимость листопрогона. Это наиболее универсальное понятие в качестве общей оценки типографий. С листопрогонами сталкиваются все, кто печатает тиражи, отличные от штучных, — и упаковочные типографии, и производители периодики, рекламных изданий и каталожной продукции. Речь идет о листопрогоне типового формата B1 (70x100 см) в офсетной четырехкрасочной печати. В те времена, когда в постсоветской России стали появляться первые серьезные полноцветные печатные машины, листопрогон при средних или больших тиражах стоил заказчику примерно 6–8 центов (одна сторона в четыре краски). По мере распространения печатных машин цена быстро снизилась до 3,5–4 центов и на какое-то время стабилизировалась (тогда доллар стоил 30–35 руб.). То есть при том курсе стоимость листопрогона составляла примерно 1 руб. Однако и сегодня ряд заказчиков настаивает на том, что листопрогон должен стоить 1 руб. (и это при курсе доллара — 65 руб.!). Получается, что в долларовом эквиваленте один листопрогон за последние несколько лет подешевел в два с лишним раза! При этом полиграфия в России сплошь импортозависима: оборудование, расходные материалы нужно покупать за валюту. Разве что зарплата и аренда помещений у типографий привязаны к рублю. В этой связи возникло желание понять, насколько реально работать при уменьшении цены в два раза и насколько еще цена может быть снижена под давлением заказчика? Конечно, это будет очень приближенная оценка, но она даст понимание того, возможно ли снижение цен в принципе или мы уже находимся на ценовом дне.

Варианты отступных

Для оценки примем, что типография печатает простую упаковку на машине формата 70х100 см. Средний тираж составляет около 10 тыс. листопрогонов. На машине работает бригада из двух человек с месячной зарплатой 150 тыс. руб. (с учетом налогов). Для круглосуточной работы нужно минимум три бригады. Помещение типографии (минимум 500 м2) будет стоить в месяц около 250–300 тыс. руб. (все зависит от региона, но возьмем среднее значение). Еще столько же будет стоить инфраструктура типографии (оплата труда менеджеров, бухгалтера, вспомогательных рабочих и т. д.). Печатная машина приобретена в кредит за 1 млн евро (сроком на 5 лет, ставка по кредиту 15%). Помимо машины, потребуется еще устройство для изготовления печатных форм (100 тыс. евро, кредит на 5 лет). Машина должна приносить владельцу прибыль минимум 300–400 тыс. руб. в месяц, иначе это для него не имеет большого смысла. Ко всему прочему нужно еще добавить НДС и другие налоги.

Таким образом, общий объем денег, который минимально должна зарабатывать типография в месяц, составляют: оплата труда — 750 тыс., аренда цеха — 300 тыс., доход владельца — 400 тыс. и платежи за оборудование — 1,7 млн руб. Всего типография должна заработать минимум 3,3 млн руб. Эту сумму стоит увеличить еще примерно на 500 тыс., чтобы учесть непредвиденные расходы и дополнительные материалы, которые потребуются в процессе работы (пластины, краска, химия и т. д.). Следует также добавить и расходы на электричество, воду, освещение и т. д. — около 200 тыс. руб. Важно понимать, что все это — не оборот типографии, это те деньги, которые она должна получить за свои услуги. В частности, здесь не учитываются траты на бумагу и картон, которые увеличат сумму в несколько раз. Но для простоты примем, что на «перепродаже» картона типография не наживается (хотя в реальности это возможно).

Общую сумму в 4 млн руб. типография должна заработать при помощи печати типовых тиражей, указанных выше. Машина среднего уровня автоматизации (в России таких достаточно) будет работать на скорости 10–12 тыс. листов/ч и на приладку потратит около 40 мин. Таким образом, один типовой заказ будет изготавливаться примерно 1 ч 50 мин (добавлено время на вынужденные остановки в процессе печати, которые практически неизбежны). За рабочую 12-часовую смену типография сделает 6 типовых заказов. Таким образом, за месяц при круглосуточной работе предприятие сможет изготовить максимум 350 заказов.

Исходя из полученных результатов, можно сделать простой подсчет, который покажет, что один типовой заказ должен стоить 11000 руб., чтобы получить нужный объем денег. На самом деле теоретическое число заказов нужно сократить примерно до 300, чтобы учесть профилактику оборудования, сбои и непредвиденные остановки, которые неизбежно возникают в любой работе. В результате стоимость одного заказа должна составить около 13500 руб.

Если отбросить стоимость приладки, что бывает при длинных тиражах, то получается, что на среднестатистической машине стоимость листопрогона должна составлять не менее 1,3 руб., или при текущем курсе доллара — 2 цента. При этом следует отметить, что редко кому удается работать непрерывно 24 ч круглый год на рабочей скорости машины. Как правило, такого плавного поступления заказов в типографии не бывает. Случаются и простои, и неполная загрузка, и сложные заказы, на печать которых приезжает заказчик, и тогда приладка вместо 40 мин длится 2 ч и больше. Так что стоимость типового заказа нужно увеличить еще на 20%. Тогда получатся более реальные цифры.

Как же в таких условиях можно выйти на стоимость листопрогона в 1 руб.? Здесь есть два пути. Первый — это серьезное расширение производства. Например, если в типографии будет не одна, а две печатных машины, то суммарные затраты не возрастут вдвое. Площадь цеха практически не изменится, бригад нужно не шесть (три на каждую машину), а достаточно пяти, выводного устройства также хватит одного, а затраты на административный аппарат вообще не изменяться. Расходников также потребуется покупать несколько меньше. Применив простейшую арифметику, получим стоимость типового заказа уже около 9–10 тыс. руб., что больше похоже на искомое. Конечно, достичь такого будет сложно, но более-менее реально.

Другой путь в последнее время выбирают предприятия в Европе. Это, без сомнения, наиболее эффективный вариант работы и снижения себестоимости типовых заказов. В Европе приобретают машины последнего поколения, где время переналадки сокращено до 10–15 мин, а рабочая скорость составляет 16–18 тыс. отт/ч. Причем уровень автоматизации машины позволяет эксплуатировать ее на полной скорости одним оператором или тремя операторами на две машины. Нам доводилось бывать в типографиях Германии и Голландии, где такой подход является единственным, чтобы оставаться прибыльными в сложившихся условиях.

Такая машина, конечно, дороже той, о которой мы говорили выше. Она обойдется примерно в 1,5 млн евро. Но она более чем вдвое производительнее типовой машины. На ней в смену можно будет делать 12–13 типовых заказов, что позволит снизить стоимость заказа примерно до 7–8  тыс. руб., оставаясь при этом в прибыли. Конечно, нужно обеспечить бесперебойный приток заказов, но это во многом решается само собой — благодаря низкой цене заказчики придут сами. А если при себестоимости в 7–8 тыс. руб. установить цену за заказ в 9–10 тыс. руб., то у типографии появляется еще и дополнительная прибыль.

Дальнейшее снижение цены заказа возможно при удвоении или утроении производственных мощностей. И по этому пути идут некоторые типографии, в том числе и в России. Предвидим резонный вопрос: где пределы снижения цены типового заказа и, как следствие, цены листопоогона? Из сказанного можно сделать вывод, что 1 руб. — это не предел. По мере появления современных машин в нашей стране стоимость листопрогона может еще снизиться. Из сделанных нами расчетов получается, что стоимость листопрогона реально уменьшить до 70 коп., а в преспективе, когда появится несколько типографий с самыми современными машинами, и до 60 коп. Важно при этом понимать, что речь идет не о простом демпинге, а о продуманной ценовой политике, построенной на четком понимании своих интегральных затрат на производство. В настоящий момент таких предпосылок, на наш взгляд, еще нет. Стоимость в 1 руб., наверное, уже реальность, но вниз цена пока идти не должна. Если предположить, что в России появится много суперсовременных автоматизированных машин, то предел снижения цены листопрогона видится в районе 60–65 коп. за лист формата B1. Впрочем, когда это случится и случится ли вообще — сказать сейчас сложно.

 

На двух графиках показана зависимость стоимости листопрогона в рублях в России от различных внешнеэкономических факторов. Верхний график показывает изменение курса основных валют (доллара США и евро) к российскому рублю по годам (с момента развития капиталистической экономики в России и с учетом деноминации 1998 г.). На верхнем графике хорошо видны все кризисы, которые переживала Россия за эти годы. Кризисы всегда отражались резким ростом курсов основных валют. Нижний график показывает среднерыночную цену условного листопрогона в долларах США (синий график) и рублях (зеленый график). Средняя цена листопрогона в долларах постоянно плавно снижается, цена в рублях старается двигаться за курсом. Впрочем, следует отметить тот факт, что в 2009 г. рост цен в рублях практически не произошел, а затем даже продолжил падать. В 2015 г. сделать это было уже невозможно, и цена листопрогона должна была пойти за курсом. Впрочем, довольно быстро сформировался новый тренд (оранжевый график), возвращающий цену листопрогона к ставшей уже привычной за почти 20 лет цене в 1 руб. Но с учетом текущего курса это означает снижение цены еще на 15–20%

 

А если наоборот?

Попробуем посчитать обратную ситуацию, когда вместо одной современной машины типография приобретет пару машин 15–20-летнего возраста. Подобные приобретения время от времени происходят, тем более что в Европе можно найти такие машины в хорошем состоянии и с небольшим пробегом. Они позволят успешно работать на скорости 9–10 тыс. отт/ч и делать приладку приблизительно за час–полтора. Возраст машины будет, конечно, сказываться, и ловить приводку окажется непросто, да и раскат краски придется долго подстраивать. Получится, что две такие машины смогут произвести 9–10 заказов в смену. Для работы на них потребуется шесть бригад печатников, а общая стоимость двух машин составит в зависимости от состояния 0,9–1,3 млн евро. Причем чем дешевле машина, тем хуже ее состояние и тем чаще она будет нуждаться в ремонтах и профилактике. Более того, чем хуже состояние машины, тем дольше на ней делается приладка и тем меньше типовых заказов в день можно будет выполнять.

Исходя их предварительных данных, можно предположить, что типовой заказ может оказаться в ценовом диапазоне 10–12 тыс. руб. с постепенным увеличением его цены по мере износа машин. То есть невысокая стоимость оборудования в принципе может пока позволить находиться на уровне рынка и даже конкурировать на нем, но дальнейшее движение вниз в ценах уже невозможно, и в перспективе типография не будет выдерживать конкуренции.

Источник: www.printdaily.ru

02.08.2018

Возврат к списку

Получать полезные статьи, мероприятия, кейсы, акции

Наверх