печатное оборудование
и расходные материалы
Заказать звонок

Ваши книги сядут в Риге*

В последних числах мая группа российских издателей и полиграфистов отправилась в Ригу, чтобы посетить типографию Linovia Print, которую хорошо знают книгоиздатели и полиграфисты не только в Латвии, но и далеко за ее пределами. Для кого-то она надежный полиграфический партнер, для кого-то – неудобный конкурент, отбирающий заказы на печать книжной продукции.


“Мы не самые дешевая книжная типография в Европе”, – пожимал плечами директор по развитию направления цифровой печати Linovia Print Марк Фрайтаг (Marc Freitag), когда гости спросили его, чем компания заслужила такую репутацию. – Просто мы стремимся обеспечивать хороший сервис каждому заказчику, а он, в свою очередь, становится постоянным клиентом и делится положительным опытом совместной работы с коллегами, что обеспечивает нам приток новых заказов”.


Директор по развитию направления цифровой печати типографии Linovia Print (Рига) Марк Фрайтаг

Увидев масштабы производства Linovia Print, начинаешь думать, что Марк не преувеличивает. Стартовав с чистого листа 10 лет назад, владельцы предприятия выстроили мощное офсетное производство, укомплектованное несколькими многокрасочными машинами Heidelberg (более 50 печатных секций, в т.ч. VLF-формата), а также впечатляющим количеством финишных линий Muller Martini. За 2017 год оно выпустило более 40 млн книг (из них 70% в твердом переплете), которые были отправлены заказчикам не только из Латвии, но и из Дании, Финляндии, Германии и других стран северной части Европы. 


В цеху офсетной печати Linovia Print

Тем не менее, несмотря на хорошую загрузку, в прошлом году в структуре Linovia Print заработало подразделение цифровой печати. “Все поменялось, – объяснял Марк. – Раньше издатели принимали решения на основе своего опыта и прогнозах сбыта и тратили значительные средства на печать и хранение больших тиражей, часть которых (до 30% по отдельным изданиям) регулярно возвращалась непроданной и подлежала утилизации. Теперь решения принимаются на основе данных в режиме реального времени, а это значит, что в производство уходит минимально необходимый тираж, который почти гарантированно продастся – затраты издателя при этом минимально необходимые. Печать любого издания по требованию становится нормой. Это минимизирует риски издателей и других участников цепочки, но при этом ведет к серьезной перестройке производственной части на стороне типографии”.

Для работы в новых реалиях Linovia Print требовался цех цифровой печати, который был запущен в апреле 2017 года. Как и офсетное производство, он обслуживает исключительно издательства, предлагая им услуги по оперативному изготовлению малотиражной продукции.

Для нового направления руководство компании выбрало оборудование компании Canon. На отдельной площадке установлена рулонная струйная цифровая печатная машина Oce ColorStream (1+1), две новейшие листовые струйные ЦПМ Oce VarioPrint i300, листовая тонерная машина Canon imagePRESS 10000VP, а также линейка послепечатной техники Heidelberg, Muller Martini и Hunkeler. За время, прошедшее с момента запуска, здесь было отпечатано более 200 тыс. книг. Это немного – стартовали все-таки с нуля всего год назад, но сейчас загрузка растет и в компании уже думают об установке третьей VarioPrint i300 – на этих машинах в компании печатаются полноцветные книги тиражами 500–700 экземпляров.


VarioPrint i300 – достаточно большая машина, при том, что максимальный формат листа равен 500x353 мм, поэтому был задан логичный вопрос о причинах выбора именно этой модели, а не более компактных и дешевых тонерных машин формата SRA3. Отвечая на него, Марк объяснил, что основными техническими аргументами в пользу данной модели стали технология праймирования материала ColorGrip, а также новые чернила чернил iQuarius MX, которые позволили печатать с расширенным цветовым охватом на более чем 600 видах мелованных бумаг плотностью до 300 г/м2 со скоростью до 300 A4/мин. На практике это означает, что Linovia Print может печатать одну книгу как на цифровых, так и на офсетных машинах, используя одну и ту же бумагу и получая идентичное качество. Это важно в случае оперативного изготовления пилотной партии основного тиража, при допечатке, а также при выпуске репринтов, которые обязательно должны быть отпечатаны на той же бумаге, что и основной, офсетный тираж.

Второй не менее важный аргумент – финансовый. Марк Фрайтаг утверждает, что себестоимость печати на машине VarioPrint i300 более чем в три раза ниже, чем на тонерном оборудовании сравнимого класса. Очевидная выгода здесь – возможность предложить издателям более конкурентные цены на изготовление книжной продукции.


Слева: руководитель отдела коммерческой печати российского подразделения компании Canon Максим Метленко. Справа от него – глава представительства – Питер Балдауф 

Руководитель отдела коммерческой печати российского подразделения компании Canon Максим Метленко отметил, что с момента старта продаж VarioPrint i300 в 2016 году в мире было установлено более 140 машин, из которых 65 – в регионе ЕМЕА. В среднем, каждая машина печатает 2 млн л./мес., максимальный зарегистрированный результат – 8,5 млн, хотя по расчетам можно делать до 10 млн. При этом, uptime машины превышает 92%, что является очень хорошим показателем.

В России VarioPrint i300 уже продается, причем Canon ориентирует машину, главным образом, на рынок печати рекламно-представительской полиграфии. Потенциальный покупатель сможет выбрать конфигурацию с прежними чернилами iQuarius MP для печати на немелованных материалах, или с новыми iQuarius MX – для “меловки”.


Что касается рулонной машины Oce ColorSteam, то в Linovia Print на ней печатают блоки черно-белых изданий тиражами до 1200 экземпляров. Это, кстати, одна из самых популярных моделей в портфолио рулонных машин Oce – в мире установлено более 1400 машин серии ColorStream, из которых 550 работает в EMEA. Одна из них в конце 2017 года была запущена в московской типографии “Паблит”.

Присутствовавший в составе группы полиграфистов генеральный директор “Паблита” Илья Ласко рассказал, что изначально типография стремилась работать всего с несколькими издателями, которые обеспечили бы желаемую загрузку на уровне 2500–3000 книг за смену. Под эти задачи в 2014 году была куплена рулонная цифровая печатная машина Oce VarioStream 9000 с сухим тонером, листовая ЦПМ Oce VarioPrint 6250, на которой печатали единичные заказы тиражом до 10 экз., а также полноцветная ЦПМ Canon imagePRESS для изготовления обложек.

К сожалению, прогнозы “Паблита” не оправдались – с момента запуска производства средние тиражи книжной продукции упали с 250–300 до 100 экз., и компании пришлось искать на конкурентном рынке дополнительную загрузку. Параллельно с этим начался поиск нового оборудования с более низкой себестоимостью печати, который закономерно привел к струйной технологии. После продолжительного анализа рынка и тестирования руководство “Паблит” остановило выбор на рулонной струйной машине ColorStream 6500, для которой в 2017 году были разработаны новые пигментные чернила с высокой плотностью черного, сопоставимой с офсетом и тонерной печатью.


Генеральный директор типографии “Паблит” (Москва) Илья Ласко

ColorStream 6500 в “Паблите” установлена в двухбашенной конфигурации для печати лица и оборота за один проход роль в роль. Машина позволяет работать с бумагами плотностью от 65 г/м2 (чернила не пробивают) и шириной до 432 мм. Максимальная скорость – 75 м/мин. По мере необходимости «Паблит» сможет сделать апгрейд для увеличения производительности, а также красочности печати. Для финишной отделки используется оборудование Hunkeler, Horizon, Kolbus, Meccanotecnica и других компаний, позволяющее выпускать продукцию как в мягкой обложке с клеевым скреплением (PUR), так и в твердом переплете 7БЦ с шитьем ниткой или без.

По наблюдениям руководителя “Паблита” тиражи на книжном рынке продолжают снижаться. Типография готова к тому, что средний тираж упадет до 50 или даже 20 экземпляров, но если и этот показатель будет пробит…

“В настоящее время мы не готовы к работе с тиражами менее 10 экземпляров, признается Илья Ласко. – В этом случае нам придется привлекать и обрабатывать нереально большое количество заказов, а для этого нужна мощная IT-платформа, а также полностью автоматизированные производственные линии, позволяющие с рулона получать готовый продукт. На это наложатся проблемы с доставкой: будет сложно рассчитывать на клиентов из регионов, когда на заказ в 5000 руб. будет накладываться еще пару тысяч за доставку. Кроме того, такой подход вынудит нас пойти в сторону стандартизации продукта и процессов, тогда как сейчас мы практикуем гибкий подход к каждому клиенту в плане линейки продуктов, форматов и типов бумаг, вариантов оформления и проч.”.

Судя по словам Марка Фрайтага, его компании эти опасения также были очень близки. “Самый большой вызов в сегменте малотиражной цифровой печати книг – это настройка эффективного администрирования большого количества маленьких заказов, – говорил он. – В офсетном производстве 20% времени тратится на администрирование заказа (просчет, прием, проверка и тд.), а остальное – на производство, но в цифре ситуация диаметрально противоположная. Мы понимали, что для эффективной работы нам потребуется создать мощную IT-платформу, а также организовать умное производство с высокой степенью автоматизации, что позволит издателям заказывать книги экономически эффективно вне зависимости от продукта, размера заказа или времени доставки”.

Разработке собственной издательской IT-платформы в Linovia Print уделили самое пристальное внимание. Величину затрат Марк Фрайта не назвал, отметив лишь, что для выполнения работ была нанята молодая команда разработчиков, которая сегодня продолжает совершенствовать и развивать платформу, получившую название The Publisher PORTAL.


Схема издательской платформы The Publisher PORTAL

Вместо шаблонов (template based approach) платформа использует объектно-ориентированный подход. Объектом в данном случае выступает книга. Для ее производства нужно решить ряд “задач” – это делает оборудование. При оформлении заказа клиент указывает его параметры, в результате чего автоматически формируется техническое описание заказа. Далее загружается pdf-файл (весь контент хранится в облаке), который автоматически проверяется, после чего система дает заказчику обратную связь. Марк называет это обучающим аспектом и уверяет, что он очень важен, так как клиент всегда должен понимать, что он сделал не так и как это исправить. После успешной загрузки указывается тираж, а также способы и условия доставки готового заказа. Возможность выбора технологии печати, кстати, клиенту не предоставляется. “Издатели требуют, чтобы качество “цифровой” и “офсетной” книги было идентичным. Мы это обеспечили, поэтому в выборе просто нет смысла”, – говорил Марк.

Цифровая модель работы предполагает полный отказ от телефона. Это непривычно – приходится ломать устоявшиеся принципы работы – но необходимо для автоматизации процесса. Главная цель, которую преследуют на цифровом участке Linovia Print – это эффективное производство полностью готовой книги из одного pdf-файла без каких-то ограничений и остановок технологического процесса.

Чтобы такая схема заработала, кроме платформы по приему заказов типографии необходимо полностью интегрировать имеющееся оборудование в интеллектуальную систему управления рабочим процессом, поэтому сейчас, в дополнение к порталу, программисты разрабатывают новую информационно-управляющую систему (MIS).

“Цифровизация всех процессов подразумевает 100%-е переосмысление всего, что было сделано в прошлом, – убежден Марк Фрайтаг. – И здесь нет какой-то волшебной формулы или готового рецепта (читай – готового коробочного продукта – Прим. ред.). Нужно искать и/или разрабатывать решения, интегрировать их и т.д и т.п. И это постоянный процесс, в течение которого вы будете непрерывно анализировать, исследовать и улучшать свой продукт”.

*P.S. Перефраз известного выражения, вынесенный в заголовок, не имеет никакого отношения к политике. Но чтобы часть заказов на печать российской книги действительно не осела в Риге, крупным российским полиграфистам стоит отнестись к планам Linovia Print со всей серьезностью – посетившие рижскую типографию издатели смотрели на производства и слушали Марка очень внимательно, и тема возможного сотрудничества в процессе общения всплывала не раз и не два.

Источник: www.printdaily.ru

03.07.2018

Возврат к списку

Наверх